|
|
|
|
|
|
1.
Вышли из леса
2.
Коалиция трех
3.
Nokia и мобильная связь |
|
4.
Секреты успеха
Именно
когда компания всерьез занялась выпуском мобильных телефонов и других
телекоммуникационных продуктов, она вышла на международные рынки. В результате
в конце 90-х Nokia стала лидером рынка цифровых технологий связи.
За
короткое время, благодаря своей способности чутко реагировать на частые
рыночные перемены и мгновенно брать на вооружение новейшие разработки
и технологии, компания добилась мирового успеха. Именно за счет грамотного
и вдумчивого подхода, а также верных решений - как в области технологий,
так и в области управления и кадровой политики - Nokia превратилась в
мегакомпанию мирового класса. За каких-то 6 лет эта компания совершила
скачок к мировой известности.
Йорма
Оллила возглавил Nokia как раз в тот момент, когда ей требовался глоток
свежего воздуха. И компания вскоре начала стремительно наращивать обороты.
К 1997 году Nokia являлась производителем мобильных телефонов практически
всех основных цифровых стандартов: GSM 900, GSM 1800, GSM 1900, TDMA,
CDMA и Japan Digital. Благодаря столь обширным возможностям компании удалось
быстро укрепить свои позиции в Европе и Азии.
Уже
в 1998 г. она объявила о 70-процентном росте прибыли (210 млрд. евро),
тогда как ее главные конкуренты Ericsson и Motorola ограничились лишь
сообщениями о снижении темпов производства. Спрос на мобильные телефоны
продолжал расти, вместе с ним росла и рыночная доля Nokia. В 1999 г. компания
отвоевала 27% рынка мобильных телефонов, причем Motorola, шедшая второй,
отстала от нее на целых 10%. На сегодняшний день Nokia по-прежнему лидер
на рынке мобильных телефонов. Чем объясняется этот взлет? Попытаемся разобраться
в причинах такого успеха.
История.
От рядовых финских компаний ее отличало не только стремление к росту и
внедрению новшеств, но и эффективное расширение сферы деятельности. Кроме
того, Nokia отличилась тем, что единственная в своей стране стала проводить
последовательную политику создания полной цепочки самообеспечения: от
производства и разработки новых изделий до маркетинга, продвижения марки,
организации продаж и предоставления сопутствующих услуг.
Имя.
Прежде всего, руководство Nokia решило, что для успешного продвижения
на рынке необходим собственный брэнд -- в компании сумели предвидеть,
что в скором времени сотовые телефоны перейдут в разряд потребительских
товаров (до этого продукты Nokia продавались под марками операторов мобильной
связи). Решить поставленную задачу ей удалось в полной мере -- сегодня
в списке наиболее популярных марок брэнд Nokia занимает одиннадцатое место,
между Marlboro (10-е место) и Mercedes (12-е). |
Лозунг
и логотип, принятые в 1993 г. |
Инновации.
Одной из стратегических целей компании всегда было непрерывное обновление,
которое проявлялось в умелом и постоянном сегментировании, брэндинге и
дизайне. Как Procter & Gamble, Nokia периодически выпускала новинки
в различных категориях, чтобы постоянно доминировать на рынке. Как Coca-Cola,
Nokia постепенно стала повсеместно известной маркой, только добилась этого
намного быстрее.
Технологии.
Nokia удлеляет много внимания и вкладывает большие средства в технологические
разработки. Главным же прорывом, по мнению ряда специалистов, стала продвинутая
и удобная система меню. Именно она, как считают многие, дала толчок к
расширению функциональных возможностей телефона и постепенному превращению
его уже не просто в коммуникационное, а скорее, в информационное устройство.
|
|
|
|
Когда
многие high-tech-корпорации в США и Канаде сосредоточились исключительно
на компьютерных информационных технологиях, европейские и японские компании
серьезно занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями.
И Nokia была в первых рядах этих "преобразователей мира". Люди
хотят общаться "когда угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет
этот спрос. Даже американцы признали, что благодаря Nokia будущее беспроводной
связи принадлежит Европе. Такие показатели, как доля владельцев мобильных
телефонов среди населения и охват территории сотовой связью, в Европе
намного выше, чем в США. И это еще не все: сейчас стирается грань между
технологиями - они сливаются в единое целое, а мобильные телекоммуникационные
устройства воцаряются в самом центре беспроводного информационного общества
нового века. |
Визитной
карточкой телефонов Nokia считается первоклассный дизайн. |
|
Главный
дизайнер Nokia Фрэнк Нуово полагает, что больший успех мобильным телефонам
способны принести не новые возможности и замысловатое устройство, а удобство
использования и красивый внешний вид. По его мнению, в сознании людей
мобильный телефон - это что-то наподобие часов или солнечных очков. Влияние
на них оказывает не развитие техники, а мода. Современные мобильные телефоны
этой марки – веха, на которую равняются конкуренты фирмы. Nokia уделяет
дизайну телефонов огромное внимание. Компания начала экспериментировать
с цветом телефонов еще десять лет назад, когда в Европе и США вышли первые
цветные аппараты. Одним из первых была Nokia 252 Art Edition. Во многом
это заслуга Оллила и его команды, придавшей телефонам из Финляндии то
качество, которое специалисты по потребительской психологии называют первостепенным
в имидже мобильных телефонов Nokia - возможность придать индивидуальность
каждому из них и посредством этого выделиться из потребительской толпы.
В
команде Фрэнка Нуово работает около 100 дизайнеров. Имиджевая модельная
серия 8000 является примером первоклассного дизайна. В этом плане очень
показательно сотрудничество Nokia с домом мод Kenzo.
|
|
Многие
считают, что Nokia 8210 - плод совместной работы дизайнеров Nokia и дома
моды Kenzo. На самом деле это не совсем так: соглашение Nokia/Kenzo было
сконцентрировано только на мероприятиях по продвижению продукции.Например,
впервые 8210 была предсталена на показе мод Kenzo. Информация из пресс-релиза
Nokia: "В нашем бизнесе Nokia 8210 открывает абсолютно новый класс
продуктов, в особенности, если говорить о новом направлении в моде. Он
не предназначен для вытеснения существующих категорий, он скорее занимает
нишу где-то между престижным модным аксессуаром и обычным телефоном.
Презентация
новой модели телефона на демонстрации мод Кenzo явилась для нас новым
шагом в представлении новой ориентированной на моду категории продукции.
Kenzo является идеальным партнером с престижной торговой маркой для вхождения
в мир моды.
Индустрия
мобильной телефонии уже заняла ведущее место в мире среди потребительских
товаров электронной промышленности, и поэтому сегментация рынка приобретает
более выраженный характер. Сегодня практически каждый человек является
потенциальным пользователем мобильного телефона. Различным пользователям
свойственны различные потребности, различный стиль жизни и индивидуальные
предпочтения. По этой причине концепции производства и маркетинга становятся
все более ориентированными на учет жизненного стиля клиента и его представлений
о моде. Можно утверждать, что мобильный телефон становится все более действенным
средством выражения индивидуального стиля и вкуса. Компания Kenzo, как
и Nokia, является лидером в разработке стиля.
Kenzo,
как и Nokia, является всемирно известной торговой маркой глобального распространения
и имеет свои области охвата рынка. У Nokia и Kenzo схожие взгляды на совместную
деятельность: стремление к свободе, выраженной индивидуальности, молодежный
стиль. Мы имеем одинаковое представление о стиле в смысле выбора цветовой
гаммы, материала и графического дизайна".
Корпоративная
культура. Надо сказать, что формирование всем известной корпоративной
культуры Nokia произошло еще до прихода к руководству Йормы Оллилы, нынешнего
руководителя. О его предшественнике, Кари Каирамо, создано много мифов.
Этот энергичный человек занимал пост генерального директора (СЕО) Nokia
с 1977 года. Кстати, его предшественник, Бьёрн Вестерлунд, отвечавший
за кабельное производство, практически поставил под угрозу благополучие
Nokia, выступая за сокращение отношений с Советским Союзом. Кари Каирамо
сразу после своего прихода построил важный для Nokia рыночный баланс:
теперь 50% продукции отправлялось в СССР, а еще 50% — на Запад. Это помогло
Nokia избежать катастрофы в период крупных перемен в нашей стране в начале
90-х годов. Но в 1988 году Кари покончил жизнь самоубийством и оставил
компанию в весьма плачевном состоянии. Каирамо был харизматичным лидером,
иногда его поведение было жестоким, оскорбительным и скандальным. Сегодняшнее
поколение руководителей Nokia очень часто получает “авансы” именно благодаря
имиджу и заслугам компании, обретенным при Каирамо. Он же заложил основные
принципы корпоративной культуры Nokia: командная работа, глобальный масштаб
деятельности и постоянное повышение профессионального уровня.
|
Йорма
Оллила. |
Не
менее значительной фигурой стал и его приемник, Йорма Оллила. Именно он
в 1991 г. "вывел" Nokia на новый цифровой стандарт мобильной
связи - GSM. А через год, когда он стал руководителем всей компании, пообещал
сделать Nokia крупнейшей фирмой, ориентированной на мобильный сектор рынка.
Сейчас никто не будет спорить, что Nokia - это бизнес-чудо. Основой же
всего, наверное, явилась несколько нетрадиционная схема работы Nokia,
предполагающая сочетание свободы действий для отдельных ее структур и
строгой финансовой дисциплины. Иными словами, в компании есть определенные
корпоративные стандарты, но за их рамками подразделения вольны поступать
по собственному усмотрению. Однако если какое-то из них не достигло определенных
финансовых показателей, и нет предпосылок к тому, что в будущем ситуация
изменится, работы по данному направлению сворачиваются.
Возможно,
сыграли свою роль и успехи Оллилы в международной финансовой сфере, позволившие
ему разместить акции Nokia на Нью-Йоркской фондовой бирже. Начальные инвестиции
в Nokia, о которых так любят говорить, на самом деле были результатом
роста стоимости ее акций. За пять лет акции Nokia выросли на 2300%, и
это стало следствием соблюдения особой финансовой дисциплины. "Если
доход от основного бизнес-продукта компании не растет на 25% в год, -
считает Йорма, - то роста в будущем ждать не приходится - нужно менять
продукт и всю стратегию производства".
Несмотря
на открытость информации о компании, сам Йорма Оллила для большинства
исследователей остается человеком-загадкой. Он не стремится выставить
свою жизнь напоказ. Он говорит лишь о технологиях, менеджменте и перспективах
своей компании. Он обожает играть в теннис, но стиль его игры напоминает
скорее тренинг для поддержки физической формы, чем азартное состязание.
Даже на корте он не склонен к какому-либо общению "вне рамок игры".
Оллила скуп не только на слова - он так же бережлив в отношении своих
сотрудников.
Руководитель
Nokia не сорит людьми: он не склонен увольнять служащих, даже когда те
допускают серьезные просчеты. Вот почему 60 тыс. служащих компании верны
своему боссу. "Мы знаем сферу мобильных телекоммуникаций лучше, чем
кто-либо другой - говорят они. Что это, самоуверенность? Возможно. Но
Nokia - лидер, и всем нам остается лишь согласиться с этим утверждением.
Йорма считает, что его политика в отношении служащих компании оправданна:
"Люди, вместе шедшие через невзгоды и поражения к победе, должны
продолжать работать сообща". По последним данным, Йорма Оллила останется
на своем посту по крайней мере до 2006 года.
|
|
|
5.
Сегодняшний день |